Признаюсь честно, не планировал увидеть постройку знаменитого финского архитектора, это вышло само собой. Помню еще в университете изучал его творчество, мечтал увидеть воочию, первым делом, что сделал когда переехал в Санкт-Петербург — поехал в Выборг смотреть библиотеку А. Аалто. Был расстроен, в каком она запущенном состоянии. Но да ладно не об этом.
А тут вышло совсем не так, нужно было откатать «финский Шенген». Собрали по знакомым палатки, горелки и т. д. решили махнуть вдоль границы, ночевать в кемпингах.
Рано утром выехали из Санкт-Петербурга, два-три часа и мы пересекли границу. Первый город — Иматра. Город как город, со своим тихим ритмом. Зашли отведать финский фаст-фуд — не впечатлил, а частные кафе на трассе, это Да! Но не об этом сейчас.
Так вот покрутившись по городу с фотоаппаратом, мне приятель говорит: — Здесь есть церковь «Трех крестов». И тут у меня закралось подозрение, конечно не зубрил, что и когда А. Аалто строил, но название до боли… Прихваченная карта на границе была нам в помощь и вот она!
В округе не души, учитывая, что у финнов на один час меньше наши часы показывали что-то за полдень. Мы обошли церковь вокруг и решили заглянуть внутрь. Здесь также ни кого. Ни кто не вышел «поглядеть», как это случается в наших глубинках. Однажды в городке Остров, что в псковской области, увидел старую церквушку решил заглянуть естественно с фотоаппаратом наперевес. Пройдя к алтарю, через две минуты сзади атаковала бабуля с криками демон и т. д. пришлось покинуть сие место в избежание инфаркта женщины.
Конечно здесь такого не ждал, но был удивлен, что храм абсолютно пуст, полный доступ, ни какого запрета на съемку. Мы аккуратно обошли все залы и были удивлены.
Ну, а теперь о самой церкви:
Аалто для меня всегда был тем архитектором «органистом» т. е. органично вписывающем в среду застройки или же окружающий ландшафт. Но здесь церковь сама органична или бионична, она подобно живому организму, световые фонари ассоциируются не то с артериями сердца, не то какими жабрами этого организма. Словами не описать, только на интуитивном восприятии понимаешь, как организованна функция и сложен объем. Как повторение и четкое понимание природы, не идя с ней наперекор может позволить создать такое. Церковь разделена на три зала так же напоминающих желудочки сердца, может и символично как церковь - сердце Христа, а может исходя из количества прихожан, эти залы разделяться сдвижными перегородками. Вообще много символов заметно при всей лаконичности. Когда смотрю современные католические храмы, всегда мучает вопрос: почему сознание восприятия у них — католиков позволяет модернизировать, изменять каноны церкви? У нас это было один раз — переход от древне-русского зодчества к классицизму. Так и строим из современного «бетона» архаичные псевдо арки. Опять я отвлекся.
Приятно наблюдать, как интерьер церкви полностью соответствует экстерьеру. При всей лаконичности убранства построенного на игре светотени, присутствуют главные символы — три креста в алтарной части символизирующие кресты на горе Голгофе, салфетка на кафедре с первым символом христианства — рыбы и Хризмы с розой в витраже — монограмма из букв Х (хи) и Р (ро). Роза в витраже сразу напомнила готическую витражную розу, хотя здесь она трансформирована и стилизована так, что толи это роза толи терновый венок.